BMW Isetta: история микрокара, спасшего BMW от банкротства

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 25 апреля 2017

В выпуске от 24 апреля этого года я рассказывал о мотоколясках СССР, а сегодня предлагаю совершить путешествие в 1955 год, когда cвет увидела, наверное, самая странная машина, даже для того послевоенного времени.


Компания BMW, активно выпускавшая авиационные двигатели и автомобили попыталась посадить на свою Izetta обедневшее население. Немцы окрестили ее «катящимся яйцом», в Латинской Америке ее называли «Футбольным мячом», а французы присвоили ей прозвище «Кувшин с йогуртом». Что же это был за автомобиль? Давайте попытаемся разобраться вместе. Уже тогда в модельном ряду BMW присутствовала довольно дорогая модель с индексом 502. Однако спросом она почти не пользовалась. Ну не было у людей денег. Слишком разорительной вышла Вторая мировая. Впрочем, и опыта по созданию маленьких автомобилей у баварцев тоже не было. Казалось бы, ситуацию, для стоящей на грани банкротства фирме, могли спасти мотоциклы. Но и их люди особо не покупали.
Помощь как всегда пришла откуда не ждали. Инженер Эберхард Вольф неожиданно увидел некое яйцо, да еще и поставленное на колеса. Его сконструировали в Iso, которая занималась производством холодильников и мотороллеров. Чудо имело одноцилиндровый мотор в 250 кубиков и мощностью в 12 лошадок. Вольфа настолько поразило это самодвижущееся средство передвижения, что он убедил руководство BMW выкупить лицензию и начать производство. Удивительно, но его послушали. Более того, никто вообще не смотрел на техническую документацию. Так Izetta получила шильдик BMW.

А теперь присмотримся к автомобилю или мотоколяске, тут уж как хотите, так и называйте, повнимательнее. Видно дизайнер, если таковой и был, действительно воображал пузатый холодильник рисуя Izetta. Дверь у нее только одна, причем откидывалась она целиком, а вместе с ней отъезжал и руль. Одно отличие – поверхность двери холодильника все же стоит перпендикулярно к полу, а у мотоколяски она имела наклон. Кстати, 12 лошадок – это очень не плохо для такой машинки. Максимальная скорость у этого шарика достигала 85 километров в час.
Стоила двухместная машинка 2200 марок, что было даже дешевле стоимости Volkswagen «Жук». Да всего два места. Но зато была крыша над головой. И все это при очень компактных размерах. Было даже некое подобие печки. Мотор-то был воздушного охлаждения, он гнал теплый воздух, если можно так выразиться, в салон машинки. Занимательно, что итальянцы производили ее до того как успели продать лицензию баварцам, аж два года. Но настоящую популярность букашка приобрела только благодаря BMW. Она выпускалась в Германии, Франции, Италии, Бразилии, Испании и даже продавалась в США. Предприимчивые испанцы даже выпускали на базе Izetta грузовичок. Но немцы пошли еще дальше. Они сначала модернизировали мотор. Он стал выдавать 13 лошадиных сил, а позднее, повысив объем моторчика и его отдачу, удлинили базу и выпустили 4-х местный автомобильчик с индексом Izetta 600. В общем, эта мотоколяска разошлась по всему миру в количестве более 300 тысяч экземпляров. И пусть ей придумывали шутливые прозвища, именно маленькая Izetta помогла огромному концерну не только свети концы с концами, но и подняться на ноги.
Кстати, еще будучи итальянкой Izetta участвовала в знаменитом ралли Mille Miglia и заняла три первых места в своем классе. Средняя скорость тогда равнялась 70-ти километрам в час. А вот еще пара интересных фактов:
  • Izetta часто позиционировали как дамскую, ввиду особенностей конструкции, у нее была одна дверь, открывающаяся по ходу движения, всегда можно было припарковать ее как смарт – носом к тротуару и выйти прямо на него не запачкав ног.
  • Для Великобритании их делали не с четырьмя, а с тремя колесами, так как трехколесная машина в Англии уже машиной не считалась и облагалась налогами как мотоцикл. Англичан так легко обвести вокруг пальца!

Расписание эфира на сегодня