Эволюция автомобильных фар: эксперимент компании Ford

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 17 февраля 2017

Привет! С вами Александр Гусаров. Ежедневно садясь в автомобиль и включая габаритные огни, мы даже не задумываемся о том, какой путь проделала фара за сто лет. Начав с обыкновенных газовых горелок, сегодня головной свет машины выглядит совершенно иначе. Фары головного света не только ярче – они могут адаптироваться к погодным условиям, автоматически уводить свет от встречной машины и даже переключаться с левостороннего на правостороннее движение.

1486463343020.jpg
Эксперимент проводила компания Ford, используя самые популярные модели своего же производства. Но сегодняшние технологии действительно позволяют нам, потребителям, войти в эпоху просвещения и чувствовать себя более уверенно на дороге. Суть эксперимента состояла в следующем: в двенадцати метрах от машины стоял спешившийся велосипедист. Задача теста была проста: посмотреть, виден ли он и насколько хорошо.
1908.jpg
А теперь давайте отравимся в небольшое виртуальное путешествие во времени и представим, что мы с вами находимся за рулем автомобиля в 1908 году. Наступает ночь, а ехать нужно. Наши действия? Необходимо поджечь ацетиленовые светильники, они и фарами тогда не назывались. Для получения же газа – ацетилена – использовался специальный бак, он располагался рядом с водителем. В него засыпался карбид калия и обыкновенная вода. Нужно было остановиться, выйти из авто, открыть кран подачи газа и, открыв непосредственно стекло фары, попытаться поджечь их спичкой.
1932.jpg
Если было пасмурно или ветер был сильным, то сделать это было ой как непросто. Света, честно говоря, они давали совсем немного: на фото видно, что будь мы с вами за рулем авто в начале прошлого века, мы бы однозначно не смогли затормозить перед препятствием – его попросту не было бы видно. В 1925 году появились двунитевые лампы накаливания: одна нить использовалась для ближнего света, вторая – для дальнего. Кстати, эффективность удалось увеличить благодаря изысканиям Ивана Кулибина, предложившего использовать параболический отражатель. Но даже в 1932 году, а для опытов использовали модель Ford Y, велосипедиста было видно не очень хорошо. Случись что, столкновение было бы неизбежно.
1966.jpg
В 1957 и 1961 произошла очередная революция. В частности додумались сделать световой поток ассиметричным: со стороны пассажира он светил немного дальше, чем со стороны водителя (за счет того, что луч света был с дальней стороны от встречного потока, он не слепил, и его можно было немного приподнять). И еще одним нововведением стало изменение формы самой фары: из круглой она превратилась в квадратную. Появились и новые светоотражатели эллипсоидной формы, собиравшие два пучка света в один. Несмотря на все эти новшества, видимость, конечно, по современным понятиям, принципиально лучше не становилась. Так Ford Agila 1966 года позволяет увидеть лишь ноги велосипедиста и сами колеса.
1976.jpg
Но вот галогенные фары Fiesta 1976 модельного года стали очередным прорывом. Человек стал виден почти полностью, но, если просчитать тормозной путь при скорости 60 км/ч, то даже при идеальном сцеплении он составит тридцать метров. Увы, велосипедисту вновь не везло. Новая светотехника, появившаяся в 90-х годах прошлого века — ксенон. Она позволила увеличить световой поток и сделать луч более собранным. Но даже тогда, а я напомню, расстояние до препятствия выдерживалось одно и то же и составляло 12 метров, водитель успевал среагировать, но не сразу.
1994.jpg
Модели 2016 года, оснащенные светодиодными огнями, осветили велосипедиста полностью, при этом современным машинам уже доступна функция распознавания препятствий, и они могут останавливаться даже без участия водителя.
2016.jpg
Как видите, вместе с автомобилем эволюционировали и фары головного света. А сегодня даже ксеноновые лампы уходят в прошлое – им на смену идут LED технологии и даже матричный и лазерный свет. Но об этом когда-нибудь, в будущем. Надеюсь, в ближайшем. А с вами был Александр Гусаров. Всего вам доброго! До свидания!