История создания и исчезновения Studebaker. Часть 1

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 02 сентября 2019

Что вы знаете о компании Studebaker? Мне на ум сразу приходит знаменитый грузовик с индексом US-6, в огромных количествах поставлявшийся в СССР в годы Второй мировой войны. И, наверное, больше ничего.

103.jpg

А ведь в свое время, модели этой марки довольно успешно продавались на территории США, и могли составить конкуренцию таким гигантам, как Ford, Lincoln, Cadillac или Chrysler. Да что там автомобили, ведь еще в 18-ом веке Джон Клемент Студебекер, отец десятерых детей, основал одноименную компанию по производству фургонов в городке Конистога, штат Пенсильвания. Эти повозки настолько приглянулись переселенцам, двигавшимся в глубь материка, что у них даже появилось имя - Конистогские фургоны. В конце девятнадцатого века, старшие сыновья Студебекера - Генри и Клемент создают экипажную мастерскую, а позднее к ним присоединяться младшие братья - Джон, Питер и Якоб, таким образом, Studebaker становится на сто процентов семейным предприятием. Видя, что безлошадные экипажи скоро вытеснять привычные коляски, уже в начале двадцатого века братья создают собственную автомобильную компанию. И в 1902 году они выпускают своего «первенца» - электромобиль. 


Увы, батареи были несовершенны, и перспектив у модели не было. Что делать? Ведь у потомков Студебекера опыта работы с двигателями внутреннего сгорания не было вовсе. На семейном совете было принято решение обратиться к профессионалам из компании Garford. И уже в 1903 свет увидел первый собственный продукт  Studebaker - Garford. Правда вот, стать бестселлером ему не удалось: аналогичных машин было много, да и стоили они дешевле. Братья не сдались. Они начинают разработку собственных моторов. К 1910-му модельный ряд состоит уже из трех машин. А через 2 года они полностью избавляются  от своих компаньонов из Garford – теперь Studebaker самостоятельная компания - моторы и коробки у них собственного производства. В 1912  Studebaker  презентует самые мощные в то время машины с двигателем, имевшим отдачу в 35 лошадиных сил. Модели могли иметь три типа кузова, но это было не главным. Это были очень надежные и дешевые моторизированные транспортные средства. Конечно же, покупатели оценили это, и выстроились в очередь.

Studebaker-1926-Big-Six.jpg

В двадцатых годах компания решает полностью изменить направление деятельности, и начать производство только больших автомобилей, оснащенных шестицилиндровыми моторами. Модели получат названия  President, Commander  и Dictator. Studebaker попал со своими автомобилями в самую точку: за один только год они нашли сто тысяч покупателей - это был несомненный успех. 

30-Studebaker-DV--09_KnW-01-800.jpg

Но зацикливаться только на дорогостоящих машинах они не стали, и расширили линейку, добавив к  премиальным фаэтонам недорогой Erskine. Дела шли в гору, казалось, Studebaker будет существовать всегда. Настолько понадеявшись на удачу, совет директоров, буквально за один год до наступления кризиса 1929 года, зачем-то покупает фирму Pierce-Arrow, находившуюся не в лучшем финансовом положении - о ней я тоже рассказывал в одном из выпусков. И вместо того, чтобы сделать ставку на недорогие автомобили, Studebaker занимает нишу лимузинов и представительских седанов. Такая политика уже к 35-му году ставит фирму на грань банкротства. Пытаясь спасти компанию, в нее приглашают «отца промышленного дизайна» - Раймонда Лоуи, который придумывает компактную модель «Champion». Положение начинает выправляться, и компания вновь оказывается на плаву.

da1116-273135_1@2x.jpg

И тут, на мой взгляд, допускается очередная ошибка.  Studebaker решает стать производителем грузовиков и пикапов.   Нет, конечно, это в какой-то мере помогло. Что может быть надежней, чем военный заказ, ведь по ленд-лизу грузовики US-6 изготавливались в огромных количествах. Но, вот война не длится вечно. Поэтому к 1946 году, когда правительство Америки вновь разрешило производство гражданских моделей,  Studebaker приходит с пустым «портфелем». У нее нет новых наработок и предложить покупателям современные легковушки они не могут. Как компания решила эту проблему, я расскажу уже в следующем выпуске. 


Фото: kak-eto-sdelano.ru, conceptcarz.com

Расписание эфира на сегодня