Москвич-408 «Турист» - забытый СССР автомобиль, предназначавшийся Бельгии

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 29 ноября 2017

Я не так часто рассказываю об автомобилях, произведенных в СССР. Дело в том, что новинок было не так уж и много, и шаг влево или вправо расценивался руководством любого завода как попытка сделать что-то нехорошее и ненужное.

20130903_151140_0_281112001378217500_0.jpg
Шел 1964 год, советские автомобили довольно неплохо продавались на Западе (речь идет о марках «Москвич» и «Волга»), а занималась этим компания Scaldia-Volga. Так вот руководство этой фирмы обращается напрямую к генеральному директору АЗЛК с просьбой поручить главному конструктору Александру Федоровичу Андронову разработать автомобиль специально для бельгийского рынка с открытым кузовом. Прецедентов на советском пространстве нет. Хотя нет, тут я слукавил: свободолюбивые чехи выпустили открытую модель Felicia в 1959, и лишь в 1961 появилась версия с жестким верхом. Но то чехи, а то мы.
5465033128362.jpeg
Больше того, 408-й «Москвич», стоявший на конвейере, по определению не мог стать кабриолетом. Тем не менее, Андронов за дело берется. Ему выделяют два седана, с которых он начисто срезает крышу и избавляется от дверных рамок. Но что делать дальше? Инженерную часть было решено поручить Анатолию Ивановичу Веселову. Дело в том, что срезанная крыша жесткости кузову не прибавила, и ездить на такой машине было нельзя. А вот нарисовать кабриолет поручили главному художнику АЗЛК – Борису Сергеевичу Иванову.
moskvich_408_turist_opytnyj_1.jpg
Помимо того, что у 408-го срезали крышу и дверные рамки, решили избавиться и от задних дверей, вдобавок укоротив сам кузов. Автомобиль получился с посадочной формулой 2+2: это когда задний диван, в общем-то, не совсем приспособлен для взрослых людей. Чтобы усилить жесткость кузова, на кручение в заднюю же часть вмонтировали Х-образную балку. К таким решениям часто прибегают при создании открытых машин. Помните, я говорил, что завод выделил для постройки аж два подопытных авто 408? Так вот, покумекав, инженеры решили сделать два разных образца: один имел кузовные панели из обычного метала, второй – из алюминия. Вот алюминиевый «Турист», а проекту присвоили именно такое имя — 408 «Турист», достался и другой мотор. У первого экземпляра двигатель был карбюраторным, у второго – с непосредственным впрыском топлива, да еще и управлялся этот впрыск электроникой. В отличие от своего железного собрата алюминиевый «Москвич» имел более высокую максимальную скорость: она достигала 130 км/ч (против 120 – у карбюраторного) и меньший расход топлива.
4_large.jpg
Все это здорово, а как быть с крышей? Ведь Бельгия – это не Африка: там и снег и дожди не редкость. Крыша была цельной и полностью съемной, то есть автомобиль получился всепогодным. Отменно? Да! Вот только руководство призадумалось, а зачем тратить деньги на переформатирование производства, зачем вообще что-либо менять? Ведь вот, обычные 408-е разлетаются, словно горячие пирожки. Их в СССР-то с руками отрывают, а буржуи зажравшиеся и на седанах поездят.
moskvich_408_turist_2.jpg
В общем, как это обычно бывало в Союзе, про машины попросту забыли. Не нужны они оказались. Жаль, ведь отличные получились модели. Но против системы бороться хоть и можно, но довольно сложно. Так и канули в лету оба «Туриста».
  • Spielmann
    Spielmann
    > с непосредственным впрыском топлива, да еще и управлялся этот впрыск электроникой либо клюква, либо система была нежизнеспособной. Первая рабочая система непосредственного впрыска появилась только в середине 90-х. С электроникой 60-х это была неподъемная задача. А вот механический непосредственный впрыск - это более реально. Первые инжекторные "Мерседесы" имели как раз непосредственный впрыск - прямой транзит технологии из авиации. Только масло эти моторы изводили с огромной скоростью.
    29.11.2017 14:08
  • Александррр
    Александррр
    Красивый он, и по-европейски элегантный.
    29.11.2017 23:40
  • Александр Гусаров
    Александр Гусаров
    Уважаемый Spielmann если вы столь глубокий знаток систем впрыска топлива, то наверное стоит говорить не о Даймлер Бенц, а все же о фирме Бош. Которая снабжала первых этими системами. Больше того, впрыск появился в автомобилестроении не у МВ!!! а у Голиаф. Сам же впрыск для авиации BF109 для мотора мерседес v12 поставлял все тот же Бош.
    30.11.2017 14:06
  • Александр Гусаров
    Александр Гусаров
    Уважаемый Spielmann если вы столь глубокий знаток систем впрыска топлива, то наверное стоит говорить не о Даймлер Бенц, а все же о фирме Бош. Которая снабжала первых этими системами. Больше того, впрыск появился в автомобилестроении не у МВ!!! а у Голиаф. Сам же впрыск для авиации BF109 для мотора мерседес v12 поставлял все тот же Бош.
    30.11.2017 14:06
  • Spielmann
    Spielmann
    Я знаю (сам писал неоднократно о происхождении впрыска на автомобильных моторах), и, более того, в своем комментарии не утверждал первенства Даймлера ни в разработке, ни в применении, а лишь ссылался на "Мерседесы" как на первый успешный пример, знакомый широкой аудитории. первый успешный электронный впрыск (и снова... та-дам... Бош, D-Jetronic, 1967) был предкамерным, поскольку не требует насоса высокого давления. Он даже последовательным в строгом смысле не являлся (работали пары форсунок), такая была тогда электроника.
    01.12.2017 00:46


Реклама MarketGid


Реклама MarketGid
В эфире: Музыка
13:00 - 20:00
Расписание эфира на сегодня