Налог на большегрузные автомобили

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 11 ноября 2015

Очень часто в выпусках я поднимаю социальные темы. Не мог обойти своим вниманием и ситуацию с большегрузными автомобилями. С 15 ноября в России с владельцев грузовиков весом свыше 12 тонн начнут взимать плату за проезд по федеральным дорогам.


Учитывая, что в стране зарегистрировано около 148 303 транспортных средств грузоподъемностью более 12 тонн, суммы мзды обещают стать довольно ощутимыми. И это притом, что тарифы окончательно так пока и не определены. Еще в мае правительство утвердило ставку в 3,73 рубля за километр. Но сейчас обсуждается ее снижение, в проекте федерального бюджета на следующий год уже заложен тариф в 3,06 рубля, что, в общем, тоже немало. То есть поездка из Москвы в Питер для большегрузной фуры обойдется примерно в 2 142 рубля. На первый взгляд не так уж и много. Но это только на первый взгляд. Я решил связаться с профсоюзом дальнобойщиков и узнать их мнение.

Александр Гусаров: Здравствуйте, Игорь Владимирович! Самый важный вопрос – что это вообще за налог? Почему он возник? И к чему это все приведет?

Игорь Пасынков: Вообще говоря, это не налог. Его называют сбором. Якобы, это даже не за ущерб, а за какой-то вред, наносимый дороге неким автомобилем. Чисто надуманная вещь. Ее правовое обоснование очень странное. Много вопросов по этому поводу. Но даже не это важно. А важно то, что просто хочется людям денег. В основном, конечно, частному бизнесу, совершенно не мелкому – тому, который строит дороги. Грубо говоря, это очень интересный сбор – налогом не является, в налоговом кодексе не значится. Его взимает какое-то частное предприятие, на его счета мы перечисляем деньги, и почему-то только потом оно переводит их в Федеральный дорожный фонд. Абсолютно непонятно, на каких условиях они взялись за это дело. 

Нам много говорят о частном-государственном партнерстве, но оно в итоге сводится к тому, что под гарантией государства без всяких коммерческих рисков под сумасшедшие проценты взят кредит в Газпромбанке, и этот кредит государство обязуется вернуть. Строят какие-то рамки, которые помогут отследить, чтобы водители платили деньги. Суммы насчитали абсолютно абсурдно, то есть все данные сфальсифицировали, начиная с того, что ущерб, который дорогам причиняют грузовики, составляет 2,4 триллиона рублей. В то время, как в дороги России вкладывается в общей сложности триллион в год. Мы же понимаем, что при таких условиях все дороги страны должны быть разрушены буквально за 5-6 лет. Но они не просто не разрушены, а становятся только лучше. Значит, это фиктивная цифра, то есть арифметика элементарная показывает, что такого быть не может. И очень много тут нестыковок. Ну а приведет это, реально, к очень негативному исходу, потому что продуктовые производители все дружно говорят, что будут вынуждены поднять оптовые цены. В результате затраты на логистику повысятся на 4-5%. Торговые сети тоже говорят о 2,5%. Нужно готовиться к росту потребительских цен на 8-10%, к пятипроцентной инфляции. И причины абсолютно неясны. Ведь дорогой пользуется не водитель грузовика, ею пользуется экономика страны. В условиях таких громадных территорий, как российские, введение платных дорог сделают существование в стране нецелесообразным.

Александр Гусаров: Спасибо огромное за рассказ. Хочется пожелать, все-таки, чтобы глас вопиющего в пустыне нашей был услышан!

Как бы там ни было, в первую очередь пострадаем мы с Вами, то есть потребители. Себестоимость доставки груза, в любом случае, увеличится, а это отразится на ценниках в магазинах, где мы с Вами отовариваемся почти каждый день.