Smyk – польский микроавтомобиль

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 28 октября 2021

Люди постарше наверняка помнят польские грузовики со звучным именем Star (от англ. «звезда»).


Фото

Их история началась в 1946 году в Лодзи, там же было создано конструкторское бюро автомобильной промышленности (BKPMot). Инженеры предприятия довольно успешно разрабатывали грузовики, пока однажды специалисту организации Казимиру Вуйчицкому не пришла в голову идея создать небольшой микролитражный автомобиль, который был бы доступен всем. На дворе 1957 год, экономика худо-бедно восстанавливается, а значит, людям нужны средства передвижения. А что, ведь производились же в послевоенной Европе совсем крохотные Iso, BMW Isetta, Zundap и Messerschmitt. Даже имя придумали звучное – Smyk (по-польски «ребёнок»). Анджей Згличинский придумал и форму модели. Она чем-то напоминала отечественный прототип «Белка» вагонной компоновки с капотом, расположенным сзади. Правда, дверь у неё была одна, и находилась она в передней части, почти как у Iso и BMW Isetta. А вот мотор от польского же мотоцикла Junak, решили разместить в хвостовой части машины. Одна беда, планировалось сделать микролитражку четырехместной, и попасть на второй ряд сидений было проблематично. Одному из прототипов даже приделали две дополнительные двери.

Фото

Правда, в серию он так и не вошёл, но об этом чуть позднее. А пока инженеры приспосабливают мотор и трансмиссию к этой машине. Забавная деталь: поскольку Junak был мотоциклом, то и все передачи у него служили для движения вперед, заднего хода у «мотика» не могло быть по определению. Что же придумали поляки Ян Игнатович и Витольд Кончиковьски, отвечавшие за силовой агрегат и коробку? А вот что. Smyk стал первой и единственной в мире машиной, у которой было четыре передачи для движения вперед, и столько же – назад. Идея, конечно, интересная, вот только все «болезни» мотоцикла перешли по наследству и в микролитражку. Одноцилиндровый четырехтактный мотор, объемом всего-то 350 кубов, развивал мощность в 15 лошадиных сил. Он потреблял дикое количество масла. Ресурс шатунов и цепей был настолько мал, что использование автомобиля становилось бессмысленным. По расчетам, Smyk должен был «поедать» 4 литра бензина на 100 километров. При испытаниях выяснилось, что эта цифра увеличится минимум в 2 раза.

Фото

Не смогли решить инженеры проблему и с воздушным охлаждением. Мощности движка не хватало, и он работал на максимальных оборотах – отсюда был и высокий расход и перегрев. Но самым главным недостатком народного автомобиля стала его себестоимость: 200 000 злотых. Это, по тогдашнему курсу, 2 000 долларов США (чтобы было понятней, Chevrolet Corvette стоил в штатах в то время 3 000). Тогда весь трудовой коллектив стал трудиться безвозмездно и сверхурочно. Эдакий «вечный коммунистический субботник». Всем обещали в награду (нет, не премию) возможность купить чудо-машину в первых рядах. Стоимость сборки снизили, цена машины составила 30 000 злотых. Что было всё равно очень и очень дорого. К 1960 году из ворот предприятия в Щецине должно было выехать 500 машин Smyk. А через 2 года суммарная производительность должна была достигнуть 10 000 автомобилей в год. Увы, жители страны не могли позволить себе такие траты, и проект заглох. Сегодня в Польше в нескольких музеях хранятся оставшиеся экземпляры.