Автомобили Stutz – первые суперкары в истории. Часть 1

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 29 апреля 2021

С момента появления патента на первый автомобиль, выданного в 1886 году, компании их производившие, стали появляться, как грибы после дождя. Только в США с 1896 по наше время, существовало более 1800 марок.


Люди рассматривали машину, как возможность проявить себя, и, конечно же, заработать денег. Некоторые компании оставили после себя память, а о существовании некоторых знают только историки. Сегодня я расскажу о бренде Stutz, который, в отличие от многих, возрождался, словно Феникс из пепла, и может единственным праздновать свой день рождения два раза. Хотите узнать, почему? Не переключайтесь. Итак, в июне 1911 года, в Индианаполисе, Гарри Штутц и его друг Генри Кэмбл зарегистрировали компанию Stutz. На этот шаг они решились после того, как приняли участие в, ставшей впоследствии знаменитой, гонке «500 миль Индианаполиса». Правда, свой первый болид они построили на шасси фирмы Ideal Motor Car Company. Потребовалось им для этого менее пяти недель. И пусть они пришли лишь одиннадцатыми, идея создать собственную быстроходную машину, и не только для соревнований, осталась. Через три года они презентуют модель Bearcat.

Модель была простой донельзя. Как такового, кузова у нее не было: крышка капота, передние и задние крылья, два сидения, за которыми расположили бензобак, и… всё. Мотор был очень большого объема, именно поэтому своих максимальных 60-ти лошадиных сил он достигал уже при 1200 оборотах в минуту. При этом, открытая всем ветрам и непогоде, модель разгонялась до 129 километров в час. Подвеска - полуэллиптические рессоры, коробка на заднем мосту и тормоза, только на одной оси. Чтобы защитить водителя от непогоды, перед рулем установили некое подобие лобового стекла: оно больше напоминало монокль. Прославилась же фирма тем, что стала одной из первых строить специально предназначенные для гонок болиды. Их окрашивали в белый цвет, поэтому заводскую команду называли не иначе, как «Белым эскадроном».

Чуть позднее от идеи спартанских моделей пришлось отказаться: людей интересовала не только скорость, но и возможность показать всем великолепие кузова спорткара. К 1918-му появляется родстер, который имеет вид нормальной машины, с лобовым стеклом и всеми признаками серийной модели.

Конечно, составить конкуренцию детройтским монстрам небольшая фирма не могла, и те никогда не рассматривали Stutz в качестве конкурента. Тем не менее, именно компании из Индианаполиса удавалось создавать очень быстрые машины. К 1919 основатель фирмы Гарри Штутц покидает созданное им детище, и основывает другую фирму - HCS, правда, ничего путного он так и не сделает. С самим же Stutz происходят загадочные вещи. Попытка выйти с акциями на фондовый рынок проваливается из-за желания новых владельцев заниматься спекуляциями. Их изгоняют с фондового рынка, и фирма оказывается на грани банкротства. И тут, к 1926 году президентом становится Фредерик Московиц, уже успевший поработать в Daimler. Он приглашает на работу Поля Бастьена из Metallurgique. Так появилась модель Vertical Eight, чей рядный восьмицилиндровый мотор имел верхнеклапанный распределительный механизм, гидравлический привод в тормозной системе и даже централизованную систему смазки всех узлов и агрегатов.

Этим машина явно выделялась на фоне своих серийных конкурентов от Cadillac, Lincoln и Marmon. Увы, разразившийся в 29-ом экономический кризис поставил крест на супердорогих автомобилях. Даже появление бюджетного Black Hawk не могла спасти положения. И к 1937 фирма существовать перестала.

Я не зря сказал в самом начале выпуска о том, что марка возродилась из пепла и может отмечать два дня рождения. Это действительно так. В 1968 банкир Джеймс О’Доннелл вознамерился возродить знаменитый бренд, а вот что из этого получилось, я расскажу вам завтра.


Фото: autowp.ru

В эфире: Добрый день с Павлом Кирилловым
11:00 - 16:00