Pontiac Tempest – лучший автомобиль 1961 года

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 27 сентября 2019

Автомобиль, о котором я расскажу сегодня, мог стать самым обычным середнячком и незаметно, прожив свою жизнь на конвейере, раствориться среди таких же не выдающихся собратьев.


Однако этого не случилось. Не случилось по двум причинам. Первая, это прозорливость Симона Кнудсена, возглавлявшего в 60-х годах подразделение Pontiac. А вторая, инженерный гений Джона Де Лориана (да, да, того самого, кто потом уйдет из GM и создаст собственную марку, которая выпустит автомобиль хорошо всем знакомый по трилогии «Назад в будущее»). Но вернемся в шестидесятые. Когда в совете директоров крупнейшего американского концерна General Motors решили пополнить модельный ряд компании Pontiac новой среднеразмерной моделью, то изначально планировалось выпустить машину, которая была бы точной копией заднемоторного Chevrolet Corvair (об этой модели я рассказывал и очень подробно, как и том, как она стала фигурантом расследования адвоката Ральфа Найдера), для Pontiac даже имя придумали – Polaris.

Однако Симону Кнудсену это не понравилось, и он сумел убедить руководство начать производство совершенно другой машины, которую назвали Pontiac Tempest. И вот тут стоит познакомится с Де Лорианом поближе. Его команда придумывает нечто совершенно необычное. Вот смотрите, что представляет собой салон автомобиля с передним расположением двигателя и задними ведущими колесами? Правильно, карданный вал, проходящий через днище довольно сильно выпирает, и вместо ровного пола мы получает уродливый нарост, идущий по всему салону от двигателя к заднему мосту.

А вот Де Лориан придумал следующее. Он использовал схему, так называемого «канатного привода»: расположив мотор спереди, а коробку соединив в единый блок с задним мостом. Причем сделал он это при помощи гибкого торсионного стержня, который отливали из кованой стали с добавлением хрома, никеля и молибдена. Это было конечно очень дорого, но, зато, применив подобную схему, можно было избавиться от уродливого горба и сделать пол машины совершенно ровным. Именно поэтому развесовка Pontiac Tempest была идеальной, соотношение по осям 50:50. Помимо этого, в конструкции была применена полностью независимая подвеска всех колес и увеличенные тормозные барабаны, а также несущий кузов. Выходило все это безумно дорого, но Де Лориан нашел на чем можно сэкономить.

Дело в том, что для полноразмерных Pontiac только что разработали мотор V8, так вот инженеры предложили попросту отпилить половинку у «восьмерки». Оставшиеся четыре цилиндра как нельзя лучше вписались в схему «канатного привода» и этот силовой агрегат установили под наклоном.

То есть, изобретать велосипед было не нужно, мотор мог производиться на одной сборочной линии. Его назвали Trophy 4, он имел объем 3,1 литра и разную мощность – 130, 140 и 155 лошадиных сил. Коробок было две: трехступенчатая механическая и двухдиапазонный автомат. Для самых же изысканных клиентов предлагался роскошный полностью алюминиевый восьмицилиндровый мотор от Buick. Увы, несмотря на признание покупателей, звание «лучший американский автомобиль 1961 года» по версии журнала Motor Trend и Road and Track и даже инновации, примененные при его создании, закрепиться на рынке Pontiac Tempest так и не смог. В 1963 началась гонка за мощностью, размерами и объемами моторов. Поэтому, во втором поколении он стал самым обыкновенным американским середняком. А жаль, идея была интересная. К тому же на подобные эксперименты никто больше не решался. Да, и я обязательно расскажу в ближайших выпусках о том, как сложилась судьба создателя Pontiac Tempest Джона Де Лориана, история детективная. Не переключайтесь.


Фото: autowp.ru